Музыкант из Беларуси играет в оркестре на круизных лайнерах. "Печаль у белорусов перманентная"

/ Просмотров: 1912
Метки: ,

Бывший заведующий отделением фортепиано Минского колледжа искусств третий год работает на американскую круизную компанию. Пианист рассказал TUT.BY, как играет в оркестре на одном из самых больших пассажирских кораблей в мире, как пересекал Атлантический океан и почему по приезде в Беларусь чувствует "перманентную печаль".

На фото Кирилл - на заднем плане справа

"Я неплохо был устроен в Минске. Закончил магистратуру и аспирантуру при Белорусской государственной академии музыки. Был преподавателем фортепиано, концертмейстером, солистом. 11 лет проработал в Минском колледже искусств, принимал у студентов зачеты. Два года работал заведующим фортепианным отделением". По бюджетным меркам, на должности заведующего отделением колледжа у Кирилла была неплохая зарплата. "Я особо не жаловался. Кстати, уехал прямо посреди учебного года: утром я сидел на экзаменах, ставил оценки, после обеда передавал все документы по работе коллеге, а в 5 утра следующего дня уже садился на самолет".

В Америку Кирилл подался, чтобы погасить кредит за квартиру.

По трем контрактам пианист отработал на 160 круизах по Карибам и Средиземноморью. С мая по ноябрь корабль ходит в Европе. Когда становится холоднее, лайнер уходит из Барселоны на Карибы - совершает так называемый кроссинг, или трансатлантический круиз. "Я плыл на корабле через весь океан. Когда ты смотришь на монитор и понимаешь, что под тобой 5 километров воды, а до ближайшего берега - 2 тысячи километров, становится не по себе".

А начиналось все так. Кирилл прошел онлайн-собеседование на одном из сайтов, при помощи которого подбирают музыкантов для работы на круизных лайнерах мира. Первым кораблем, на который попал минчанин, стал Monarch of the Seas. На нем Кирилл отработал 2 контракта. "Потом была работа на лайнере Liberty of the Seas. У музыкантов часто бывает, что каждый новый контракт работаешь на новом корабле".

На каждом корабле есть бэнд, или корабельный оркестр, который обеспечивает музыкальное сопровождение всех мероприятий, играет на капитанском коктейле, участвует в шоу с хедлайнерами, рассказывает Кирилл. Попасть в бэнд профессионалу довольно просто, но еще проще оттуда вылететь, говорит он. Музыканты из оркестра мобильны, перемещаются с точки на точку по всему кораблю. Часто приходится играть и сольные сеты либо дуэтом с саксофоном, к примеру, или вокалистом.

Фото с сайта wikipedia.by

"Поначалу было страшно, потому что был наслышан, что это все тяжело, особенно для русскоговорящего пианиста, так как в бэнде около 70% американских музыкантов. К слову, для них эта работа считается неплохой". Есть ребята из Украины и России. За время работы Кириллу довелось играть с музыкантами из Аргентины, Польши, Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Чехии, Франции, Канады, Англии, Румынии, Болгарии, Индонезии. Белорусские музыканты тоже работают на кораблях, правда, их единицы. Считается, что наша школа очень хорошая, отмечает Кирилл. "Американцы довольно ревностно относятся к попыткам играть "их" музыку – джаз. Но уж в плане грамотности в академической музыке славянские музыканты однозначно вне конкуренции", - говорит преподаватель.

Играть на корабле нужно все – владеть разными стилями и направлениями музыки, знать классику джаза, эстрады, а главное, очень быстро учиться – новый репертуар приходилось осваивать на ходу, рассказывает молодой человек. "В первый же день, как заходишь на корабль, играешь с листа, и никого не интересует, что у тебя был длинный перелет и разница во времени - 8 часов. Конечно, у тебя есть ночь в отеле после самолета, чтобы отоспаться, но разве перестроишься за 12 часов? Это невозможно, поэтому приходится собираться с силами".

Если человек не справляется: не читает с листа, делает много ошибок - через две недели офис пришлет нового музыканта. "За мои три контракта домой из оркестра отправили около 10 музыкантов", - говорит Кирилл. За всю музыку на борту отвечает музыкальный директор. Кроме того, каждое шоу записывается на видео, и потом в музыкальном офисе компании его просматривают специальные люди.

Постоянно приходилось играть с хедлайнерами. Это приглашенные артисты, у которых есть свое шоу, и они привозят ноты с собой. "В 16 у тебя единственная репетиция и в 19 часов - уже шоу, - рассказывает Кирилл, - Как-то играл с хедлайнером, который пародировал разных известных музыкантов. Нужно было сыграть вступление на фортепиано, я толком его не посмотрел – сыграл коряво. Все стали смеяться, музыкант попросил попробовать еще раз, ну, говорит, уже лучше. В общем, мы обыграли это как шутку, мол, хорошо имитирую плохую игру на фортепиано".

У корабельного музыканта должен быть уверенный английский. "Я окончил аспирантуру, сдавал кандидатский экзамен по английскому. Думал, что язык у меня на хорошем уровне. Он разбился там просто вдребезги о различные нюансы (в музыкальной среде очень много специфических терминов) и сленги. Сейчас могу отличать акценты: австралийский, карибский (у них "грязный" английский). В северных штатах Америки говорят более внятно, в южных хуже. Людей из Алабамы вообще не понять…"

Среди обслуживающего персонала на корабле очень много филиппинцев. "Если трудолюбивые филиппинцы вернутся со всех кораблей домой, то Филиппинские острова уйдут под воду, - шутит Кирилл. – Денег, которые они зарабатывают в корабельных компаниях, хватает на шикарный особняк дома – там он стоит всего 20 тысяч долларов". В последнее время среди обслуги, говорит молодой человек, все больше появляется китайцев.

Дисциплина на лайнере похожа на армейскую: много требований, жесткие правила. Например, по внешнему виду. Обычная форма для музыкантов – "black": черное поло, после 6 вечера - рубашка с длинными рукавами, никаких блестящих предметов, на вечерних мероприятиях – смокинг. "У меня есть замечательный белорусский смокинг. Купил в Минске, в магазине "Коминтерн". На лайнере у меня там многие спрашивали, где я купил такой смокинг, говорили, что выглядит, как итальянский".

Самое жесткое требование - алкоголь. Ты "за рулем" круглые сутки: на работе, после работы - не имеет значения. Есть норма. Она довольна жесткая. "Не дай Бог, что случится той же ночью, авария или т.п., ты должен в любой момент быть готов бежать спасать пассажиров и себя, естественно. Есть четкие инструкции. Каждый круиз приходится их отрабатывать на так называемых "дрилах" - учениях. Поэтому к алкоголю – строго. Хотя никто тебя не держит. Пей, если хочешь. 50 процентов увольнений - именно из-за алкоголя".

Музыканты на корабле в среднем зарабатывают около 2 тысяч долларов в месяц, говорит собеседник TUT.BY. Зарплата официанта сопоставима и даже чуть выше.

Номинально музыкант работает 3,5 часа в сутки, когда он на сцене. Но есть дни, когда Кирилл работает по 75 минут в день. В рабочее время не входят репетиции перед концертом. Кроме того, несколько часов в день Кирилл носил и расставлял картины на аукционе (платили стандартно - 10 долларов в час), раздавал рекламные листовки портовых компаний. А еще по ночам подрабатывал помощником охраны. Такая подработка может дать до тысячи долларов в месяц дополнительно, говорит Кирилл.

Каждый работник 7 месяцев проводит на корабле и потом получает 10 недель отпуска. Не всякая семья выдерживает испытание расстоянием. "Я наблюдал много историй. Однажды польский музыкант, который работает на лайнерах уже 20 лет, сказал, что жена уже, возможно, и не ждет его с круиза, а вот деньги – да. Несоизмеримый компромисс. Однако у каждого своя судьба". О своей личной жизни Кирилл рассказывать не захотел.

"За 7 месяцев очень сильно устаешь. Со стороны кажется, все очень здорово и весело. Друзья чуть ли не завидуют, рассматривая мои фото в социальных сетях. Но на фото - то, что видишь на берегу. Работу не фотографируешь же. Я еще не встречал ни одного человека на корабле, который не считает, сколько дней остается до конца контракта. Спроси у любого, и он тут же тебе назовет число. К концу контракта очень сильно раздражают гости, – откровенничает Кирилл. - На корабле - вечный праздник. В 10 утра вышел последний гость, а в 4 дня уже новый круиз, и три с половиной тысячи человек ждут от тебя легкости и хорошего настроения. Они заплатили деньги, и, к слову, если это круиз по Средиземноморью – очень немаленькие деньги. А ты уже потратил всю энергию на предыдущем круизе. Это своеобразный конвейер - "песня хороша, начинай с начала". Привыкаешь улыбаться, спрашивать у всех подряд, как дела. Одно из условий работы - здороваться со всеми".

Вместе с тем белорус говорит, что часто стандартные вежливые выражения действуют на него как аутотренинг: "Если у тебя 350 раз в день спросят, как твои дела, и ты скажешь, что все хорошо, начинаешь верить, что все хорошо".

На корабле все очень доброжелательны, готовы помочь. Это сотрудники. Гости же "всегда правы". В основном туристы очень позитивные, рассказывает пианист, особенно приятны европейцы. "Люди из Латинской Америки, испанцы – "пати-пипл" (то есть любят вечеринки), итальянцы довольно веселые, французы более чопорные и старомодные, американцы, как маленькие дети, всем интересуются, везде ходят, задают огромное количество нелепых вопросов, постоянно улыбаются", - делится Кирилл.

И белорусы на корабле, говорит Кирилл, тоже умеют улыбаться - еще как! А вот дома… "Когда после 7 месяцев приезжаю в Минск и на автопилоте говорю продавщице в магазине "здравствуйте", она смотрит, как на сумасшедшего, очень недружелюбным взглядом. Сразу – холодок. Печаль у нас присутствует перманентная".

P.S. Мы общались с Кириллом во время его отпуска в Минске. Сегодня он опять на Карибах, через две недели он отправляется в трансатлантический круиз.

Марина Воробей / TUT.BY

Источник: http://news.tut.by/society/395050.html

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)